В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Рассмотрение судами административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, в том числе, административных дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, осуществляется по правилам, установленным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 1 статьи 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление к органу местного самоуправления подается в суд по месту его нахождения. Административные дела об оспаривании нормативных правовых актов представительного органа муниципального образования «город Екатеринбург» в качестве суда первой инстанции рассматривает Свердловский областной суд (пункт 2 части 1 статьи 20 данного Кодекса).
Требования к порядку подачи административного искового заявления в суд, его форме, содержанию и прилагаемых документах, определены статьями 124, 125, 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Также требования к административному исковому заявлению об оспаривании нормативного правового акта и о признании нормативного правового акта недействующим указаны в статье 209 данного Кодекса.
Особенности производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов установлены главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В частности, частью 9 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в областном суде, апелляционном суде общей юрисдикции, кассационном суде общей юрисдикции, в Верховном Суде Российской Федерации граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным статьей 55 данного Кодекса.
Производство по административным делам об оспаривании решений органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления ненормативного характера осуществляется в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, рассматривают арбитражные суды в порядке административного судопроизводства.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов (часть 3 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В качестве суда первой инстанции указанные дела рассматривает Арбитражный суд Свердловской области.
Требования к заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, его форме, содержанию, порядку подачи, определены статьей 199, а также частями 4, 7 статьи 4 и статьями 125, 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Особенности рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений определены главой 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В частности, согласно части 2 статьи 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявления по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, подаются в арбитражный суд после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, в случае если такой порядок установлен федеральным законом.