Самый большой район Екатеринбурга – Орджоникидзевский, он по численности населения равен среднему городу Свердловской области. Председатель Екатеринбургской городской Думы Игорь Володин в интервью «Уралинформбюро» рассказал о будущем района.
– Игорь Валерьевич, с какими проблемами чаще всего приходят на прием жители северной части Екатеринбурга?
– Я сейчас не буду говорить о всех проблемах – такой разговор займет не один день. Конечно же, по числу обращений лидирует тема ЖКХ: качество и цена услуг, состояние жилфонда и так далее. Затем следует неблагоустроенность улиц и дворов, нехватка мест в школах – в районе жесточайший дефицит мест в учреждениях образования. На сегодня не хватает примерно 9 тысяч, а в будущем проблема грозит еще усилиться. Медицинские учреждения тоже нуждаются в модернизации и комплексном ремонте, им также требуются дополнительные площади. Вопросов очень много, и все напрямую связаны с качеством жизни людей. Поэтому рапортовать, что все у нас прекрасно, – это погрешить против истины.
Но мы последовательно решаем проблемы, и у нас есть конкретные планы. Большие надежды на подготовку к 300-летию Екатеринбурга: мы рассчитываем привлечь более 300 миллиардов рублей инвестиций из федерального бюджета, во всяком случае, такая сумма городу обещана. Кроме того, это средства областного и муниципального бюджетов. Всего мы рассчитываем привлечь 590 миллиардов. Я думаю, что если мы грамотно распределим эти средства, то все районы – не только Орджоникидзевский – получат серьезный стимул к развитию.
Разумеется, какие-то шаги делаются уже сегодня. С 2008 года по настоящее время в Орджоникидзевском районе построена только одна школа - №22. Сейчас мы включились в работу по 80-й школе. Это новое строительство, которое было заморожено на протяжении многих лет. В 2019 году школа вступит в эксплуатацию. И у нас еще две школы закрываются на реконструкцию - №49 и №167. Получается, что мы уже в текущем году имеем все шансы три школы в районе получить. Это, я считаю, огромный прорыв. Нуждаются в реконструкции детские сады и школы, которые были построены в 40-х годах. Надо думать, где изыскать средства и возможности.
На территории района много объектов общественного притяжения, которыми дорожат жители. Но некоторые из них также находятся в плачевном состоянии. Будем приводить в порядок.
Отмечу, что орджоникидзевцы любят свою территорию, и не стремятся никуда переезжать - миграция проходит в пределах района. Эльмаш и Уралмаш по-прежнему своего рода город в городе. В свое время, когда "Уралмашзавод" был в расцвете, больше 60 тысячи человек работало на "Заводе заводов". До сих пор основная масса заводчан, их дети, внуки, правнуки здесь проживают. Поэтому мы видим свою задачу в преображении инфраструктуры района для того, чтобы здесь жилось удобно.
– Интересный вопрос вы затронули об уличных спортсооружениях: Губернатор Свердловской области объявил соответствующий проект по всему региону, поставив в пример опыт именно Орджоникидзевского района…
– Губернатор услышал о нашем опыте, и теперь у нас появился шанс изыскать дополнительные средства из федерального и областного бюджетов, потому что население нуждается в этом. Не только в уличных тренажерах, но и в клубах по месту жительства. А их тоже надо приводить в порядок, десятки помещений пустуют. При этом желающих заниматься очень много. Не хватает оборудованных помещений, тренерского состава. Считаю, что это должен взять на себя муниципалитет.
– Если говорить в целом, все эти потребности можно обобщить в некую единую программу развития, составленную на основании наиболее частых пожеланий жителей и добиться бюджетного финансирования?
– Мы рассчитываем, что стимулом к развитию станет и проведение крупных международных мероприятий. В 2019 году планируется провести в Екатеринбурге чемпионат мира по боксу. Задействованы будут, в том числе, и площадки Орджоникидзевского района. Посмотрите, какой импульс придал всему городу чемпионат мира по футболу! Орджоникидзевский под это получил отличный стадион «Калининец» с новым футбольным полем. В апреле мы планируем открыть там легкоатлетический стадион. Плюс крытый манеж на Уралмаше - огромное количество мальчишек занимается футболом.
Хотелось бы, чтобы город стал более ярким и комфортным. Бурный рост имеет свои побочные «болезни». Например, мы стараемся привлечь внимание федеральных и областных властей к проблеме возведения социальных объектов в новых жилых кварталах. Людям нужны садики, школы, медицинские учреждения!
– Новый Глава Екатеринбурга Александр Высокинский заявил, что роль районных администраций будет расти, обещал заложить дополнительные деньги, в том числе, на уборку и благоустройство территорий. Изменения уже ощутимы?
– В 2019 году мы заложили по 10 миллионов рублей на каждый район, чтобы глава мог мгновенно решить какие-то проблемы. Допустим, пришли люди на прием, пожаловались: где-то благоустройство плохое или внутриквартальный проезд разбит. И у главы теперь есть возможность закрыть эту "прореху" в кратчайшие сроки, а не выпрашивать деньги из городского бюджета. В последующие годы размер такого фонда, надеюсь, будет увеличиваться.
– Мы с Вами разговор начали с обсуждения проблем, а перешли к ослепительным перспективам. Хочется всё-таки услышать какие на сегодняшний день в районе остались "занозы", которые необходимо немедленно вытащить?
– Это проблемы отдаленных территорий. В частности, в Садовом не хватает воды. Сейчас надо вести переговоры с площадкой УГМК – у них есть большая скважина. Опять же проблему надо решать на уровне города - либо брать скважину в аренду, либо просто выкупать. Нехватка воды препятствует застройке. Инвесторы вроде бы есть, но без источника водоснабжения они не готовы зайти на территорию.
Стартовала мусорная реформа, и тут тоже не все гладко. Утилизация мусора происходит на полигоне Северный за Садовым. Это единственный сертифицированный полигон в окрестностях Екатеринбурга. Формально он расположен на территории Верхней Пышмы, но трасса проходит через Садовый. Ее загрузка в этом году увеличилась на 20%. Жители, проживающие вдоль маршрута, пишут жалобы.
Вообще, мусорная реформа разработана на уровне Правительства Российской Федерации, а мы сейчас должны объяснить горожанам, почему плата установлена не по квадратным метрам, а за каждого прописанного – по 148 рублей. Мы пока не можем эту ситуацию изменить – такая цена установлена для регионального оператора на уровне Свердловской области. Сейчас на федеральном уровне обсуждается вопрос о том, чтобы вывести услугу по утилизации мусора из-под НДС, что позволит снизить цену на 20%. Есть еще ряд предложений. С этой целью мы пригласили в городскую Думу депутатов Госдумы. Будем 1 марта вместе думать, как решать проблему.
– Если говорить о системных проблемах, то это - школьное питание. Есть ли какой-то план, как накормить школьников Екатеринбурга вкусной, здоровой пищей?
– Мы создали рабочую группу, в которую вошли депутаты гордумы и представители городской Администрации. Понятно, что эта проблема волнует большинство горожан. Назрела необходимость внесения поправок в 44-ФЗ, который регламентирует госзакупки, в том числе, в сфере школьного питания, и это один из вопросов, который мы хотим обсудить с депутатами Госдумы.
Мне кажется, надо пересматривать сам подход. Сегодня все упрекают директора школы в плохой организации питания. А ведь, по сути, он - заложник ситуации. Директор только предоставляет помещение для питания школьников, а еду готовит фирма, выигравшая конкурс. За сумму, установленную на сегодняшний день - около 68 рублей - сложновато накормить качественной едой. Если взять и проехать по школам, мы убедимся, что до половины еды выкидывается.
Областная субсидия Екатеринбургу на эти цели составляет около 1 миллиарда рублей. Это - стоимость новой школы. Вы помните, какой резонанс вызвало предложение нашего депутата Елены Дерягиной, заявившей – давайте подумаем, каким образом эти деньги более эффективно использовать. Но ведь действительно наболело! Нам предстоит разобраться, выработать некую стратегию, определить, какие действия можно предпринять в данной ситуации. Может быть, изменить подход и организовать «шведский стол», как в Москве? Может быть, перевести часть школ на новый вид услуг, и посмотреть, как эта система сработает.
Вообще, в городе есть много проблем, с которыми мы сталкивались в ежедневном режиме, но ранее о них не говорили. Сейчас мы начинаем открытый диалог, признаем – да, это проблема, давайте ее будем решать. Не надо делать вид, что у нас все прекрасно. Да, у нас существуют проблемы, мы готовы их вытащить наружу, на обсуждение, делиться с людьми. Давайте вместе работать над ними.
– Для этого нужны механизмы общественного обсуждения и контроля…
– Совершенно верно, мы сами об этом говорим и стремимся действовать максимально открыто! Например, мы видим, что многие идеи, неплохие идеи «замыливаются» и не воплощаются в жизнь. Люди приносят практически готовые проекты, а они ложатся «под сукно» просто потому, что некому ими заниматься.
И поэтому сейчас мы создаем совет предпринимателей, тех людей, которые могли бы экспертно оценить поступающие в гордуму инициативы. А самые рациональные из них потом запускать в работу. В этот совет помимо бизнесменов должны войти и депутаты, и представители предприятий, работники администрации города. Это позволит продвинуть город во всех направлениях – в плане социального развития, роста бизнеса, повышения престижа.
Я соглашусь с Александром Высокинским, который говорит: если предприятие закрывается, то это прежде всего головная боль главы района, депутатов, которые работают на этой территории. Ведь каждое предприятие - это рабочие места и налоги.
Еще пример: Молодежная палата при Думе практически не работала на протяжении предыдущего созыва. А ведь задумка была хорошая: чтобы молодежь тоже участвовала в управлении городом! Мы решили активизировать эту работу, изменив подход. Поэтому бросили клич по всем вузам: дайте вашего представителя! Нам ответили: хорошо, мы проведем избирательную кампанию. Также по промышленным предприятиям.
Вообще, я считаю, что нужно чаще проводить социологию всех возрастных категорий. Предлагаю для этого создать сайт городских голосований, как в Москве. Сайт городской Думы мы также доработаем в этом направлении. Потому что необходимо прежде всего знать потребности горожан.